Дорпрофжел
Загрузка ... Загрузка ...

День рождения РОСПРОФЖЕЛ

21.04.2017 | Дорпрофжел на ОЖД СМИ | Теги: , | Автор: Олег Гельвиг

Созданный в ходе первой русской революции железнодорожный Союз в 1908 году был разгромлен. Но добрая память о нём осталась – и потому вопрос о его воссоздании возник сразу после победы Февральской революции.

Уже в марте 1917 года в помещении станции Петроград-Товар­ная состоялось собрание временного комитета служащих Николаевской железной дороги с участием делегатов от всех служб столицы и ближайших пригородов. Её организаторами были комиссар дороги Алексей Беляков (участник одного из первых в России марксистских кружков, соратник Ленина, имевший некоторый опыт строительства Транссиба) и член Совета рабочих и солдатских депутатов Иван Грунин (билетный кассир Николаевского вокзала). Одним из первых решений собрания было возвращение на службу всех железнодорожников, уволенных с 1905 года за политическую деятельность, с компенсацией им вынужденного «простоя». Оно признало Временное правительство, поскольку то «действовало в согласии» с Советом.

Подобные мероприятия прошли и на других российских магистралях, и везде ставился вопрос об объединительном съезде.

Наконец, 6 апреля в Городской думе столицы открылась Всероссийская конференция из делегатов всех дорог (кроме Южных и Средне-Азиатской), в том числе и строящихся. Интересно, что из 250 человек лишь 20 представляли соцпартии, а большевик был всего один. Из 212 делегатов, сдавших анкеты, лишь 49 были рабочими. 9 апреля на конференции выступил министр путей сообщения Николай Некрасов, пообещавший улучшить положение низших служащих. За ним – будущий глава Временного правительства Александр Керенский, поблагодаривший железнодорожников, ибо они «помогли Петрограду в изловлении бывшего царя».

Главным решением форума (22 апреля) было воссоздание Всероссийского железнодорожного союза. Он же решил созвать 15 июля учредительный съезд, до которого должен был работать избранный из 15 человек исполком.

Идеологически Союз являлся проправительственным и не ставил целью политическую борьбу. Он стал не столько профессиональным, сколько институтом для защиты правовых, культурных и других интересов железнодорожников. Профессиональную составляющую «перехватило» МПС. Прямо во время работы конференции оно решило создать Особое совещание (комиссию) по улучшению материального положения железнодорожных служащих, рабочих и мастеровых. И 14 числа Н. Некрасов с радостью объявил, что возглавить его согласился Георгий Плеханов – первый российский марксист. Комиссию так и называли – Плехановской.

Главным результатом работы комиссии стало упорядочивание уже имевшихся военных надбавок к зарплатам. С 1 апреля – в зависимости от стоимости жизни в том или ином регионе – она составила от 40 до 100 рублей. Подавляющее большинство железнодорожников Северо-Запада получили 90 (низшие служащие) или 100 (высшие). В то же время комиссия признала, что рост цен не даёт возможности добиться полной справедливости, и в конце мая взялась за снабжение железнодорожников продовольствием. Увы, задача эта оказалась непосильной, и в начале июня комиссия завершила работу – в виду «истощения финансовых средств государства».

Более глобальные цели ставила другая комиссия, утверждённая 5 марта Временным правительством с подачи МПС: разработать Устав о службе на железных дорогах, первый вариант которого подготовил ещё за 10 лет до того министр Николай Шауфус. В неё вошли крупные чиновники (не только от МПС), несколько членов Союза. Председательствовал бывший член Госдумы, инженер путей сообщения Александр Добровольский. Железнодорожники завалили комиссию предложениями.

Разрабатывались правовые и трудовые вопросы, нормирование, были собраны сведения о прожиточном уровне. Предполагалась организация советов управления дорогами, общественного контроля над действиями администрации. В числе наработок была, например, такая: при общем 8-часовом рабочем дне конторские служащие трудились 6 часов, а накануне выходных и вовсе 4. Каждый месяц рабочие, не имевшие по роду службы праздничный отдых, получали оплачиваемый четырёхдневный отпуск. При всех крупных предприятиях, где работало много женщин, открывались ясли… Увы, 4 июля – ввиду разногласий с МПС – комиссия прервала свою работу. И так её и не возобновила.