Дорпрофжел
Загрузка ... Загрузка ...

Дорожная карта Геннадия Фадеева ("Московский железнодорожник", 17.02.2017)

17.02.2017 | РОСПРОФЖЕЛ | Теги: | Автор: Олег Гельвиг

Первый президент ОАО «РЖД» готовится встретить своё 80-летие в ранге единственного транспортника – полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством»

В кабинете Геннадия Фадеева на видном месте карта железных дорог России и прилегающих к ней государств. «Она со мной ещё с тех пор, как стал начальником железной дороги», – говорит Геннадий Матвеевич. Про себя удивляюсь, зачем этому человеку карта? Ведь он и так знает чуть ли не каждый километр «государства в государстве», как всегда образно называли железнодорожную систему нашей страны.

Возможно, это талисман? Впрочем, насколько знаю Геннадия Матвеевича, мистике он не подвержен. Предпочитает основательные знания и хорошую практику. Во многом благодаря этому и достиг профессиональных высот, став в 2002 году первым президентом ОАО «РЖД». А 26 января 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин вручил Геннадию Фадееву орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Таким образом, железнодорожник стал 34-м полным кавалером этой награды в России.

– Геннадий Матвеевич, от всей души поздравляем! За годы, минувшие с момента учреждения в марте 2002 года этого ордена, его полными кавалерами стали 33 весьма достойных человека, имеющих мировую известность: учёные, государственные деятели, представители культуры и искусства. Вы – первый производственник, железнодорожник. Волновались, наверное?

– Не без этого. В Екатерининском зале Кремля собралась элита, представляющая науку и образование, культуру, духовную сферу, промышленность, сельское хозяйство, средства массовой информации. К примеру, лётчик-испытатель первого класса Валерий Поташов, удостоенный звания «Герой России», многолетний ведущий КВН Александр Масляков, награждённый орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, научный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр рентгенорадиологии» Владимир Харченко. Ему Президент России вручил такой же орден только третьей степени. Каждый из присутствовавших в зале внёс большой вклад в развитие своей отрасли и страны в целом.

– Известно, что, поблагодарив Владимира Владимировича за высокую оценку труда, вы обратились к нему с просьбой.

– За последние годы в нашей отрасли произо- шли большие изменения, которые вывели её на высокий уровень перевозок и безопасности движения. Во главе Минтранса и ОАО «РЖД» стоят молодые, на мой взгляд, одарённые люди. Я напомнил собравшимся, что в 2017 году железным дорогам России исполняется 180 лет. Последние 120 они принадлежат государству. Я высказал Президенту просьбу именно таким сохранить статус железных дорог на будущее нашей великой России.

– Геннадий Матвеевич, к тому времени, когда в марте 1999 года вас назначили начальником Московской железной дороги, вы уже прошли большой профессиональный путь, даже возглавляли отрасль. Вы сразу знали, что будете делать на посту руководителя столичной магистрали, или всё же понадобилось войти в курс дел и определить основные направления работы?

– На Московскую магистраль пошёл с большим желанием, так как работа начальника дороги мне была хорошо известна. Я всегда был в курсе обстановки как на сети в целом, так и на магистралях. Хорошо знал МЖД с точки зрения её возможностей. Будучи министром, познакомился с её основными артериями.

А вот с чем требовалось разобраться, так это с состоянием и расстановкой кадров, их перспективами. И здесь я не изменил своей традиции: приходя на магистраль, не тащить за собой своих людей, а выдвигать руководителей из числа местных. Впрочем, на такой дороге, как МЖД, случайных людей быть не может. Подавляющее большинство коллектива – профессионалы высочайшего класса.

 

Примечание автора. Тогда на МЖД опасались, что новый начальник дороги начнёт «размахивать шашкой», убирать прежнюю команду. Время показало, что это не так. Мудрость Фадеева заключалась в том, что он не только дал перспективы роста молодым руководителям среднего звена. Многие из числа руководящего состава магистрали с его подачи были назначены начальниками дорог, повышены в должности.

– Второй момент. На МЖД самый большой объём пригородных перевозок. По отчётным данным 2016 года более половины пригородных пассажиров России – свыше 600 млн человек – перевезено на Московской. Но даже в самые успешные годы эта сфера у руководства страны была на втором плане. На первом – грузовые перевозки. А время диктовало, что требуется менять подходы. Ещё на представлении меня коллективу дороги я сказал, что мы сделаем такие электропоезда, каких в России ещё не было. И слово своё выполнил. Помогло то, что к тому времени был запущен Демиховский машиностроительный завод. Здесь и были созданы современные пригородные электропоезда. А деньги дали железные дороги под гарантию получения впоследствии готовой продукции.

– Какими проектами, внедрёнными в те годы на МЖД, вы гордитесь больше всего?

– Это были трудные, но яркие годы. Первое, конечно, подвижной состав для пригорода. Внедрение электрички «Экспресс» явилось новой прорывной технологией, которая позволила увеличить доходы, обеспечить современный уровень обслуживания пассажиров. До сих пор помню слова одной пассажирки, которая написала: «Я впервые почувствовала себя человеком в электричке. Спасибо!». А ведь за всем этим кроется большая работа, проделанная специалистами МЖД.

Второе. Новые электрички пошли сначала в Подмосковье. Пилотным проектом стало трёхпутное ярославское направление. Требовался четвёртый путь. А это в условиях такого мегаполиса, как Москва, – колоссальная работа. И всё же вскоре сначала до Мытищ, а затем до Раменского пошли скоростные «Спутники». Ныне скоростные электропоезда соединяют столицу с близлежащими областными центрами – Тулой, Рязанью, Калугой, Орлом, Курском. Под это были разработаны новые технологии, в частности, отдыха локомотивных бригад и проводников.

Третье – мультимодальные перевозки. Кому из пассажиров не приходилось в российской столице добираться с одного вокзала на другой, из самолёта пересаживаться на поезд и наоборот. Как-то на коллегии транспортников я услышал выступление тогдашнего генерального директора аэропорта Домодедово Сергея Рудакова, говорившего о необходимости облегчить жизнь транзитных пассажиров. В перерыве я нашёл Сергея Васильевича. И мы стали думать над этим проектом. Сегодня мультимодальные перевозки прочно вошли в наш быт, став востребованной пассажирами услугой.

А турникеты?! А вокзальные музейные комплексы?!

– Мне иногда кажется, что именно они – ваше любимое детище.

– Уверен, что нам никогда нельзя забывать о сохранении исторического наследия. Что касается вокзальных музейных комплексов, то эта идея зародилась, можно сказать, случайно. Во время одного из комиссионных осмотров Тульского отделения мы проинспектировали и станцию Ясная Поляна. После этого решили посетить усадьбу Льва Николаевича Толстого. Какой же контраст являли собой железнодорожная станция и музей великого писателя. Не скрою, мне было стыдно. Вернувшись в Москву, собрал командный состав и предложил провести полную техническую и историческую реконструкцию станции. Мы подняли даже архив- ные документы, старые фотографии. Всю станцию переложили на новое основание, внедрили современные технологии, отреставрировали вокзал. И при этом воссоздали исторический облик.

Примечание автора. Я хорошо помню то время. По ощущениям многих на этом небольшом объекте царил необыкновенный подъём. Все, от главного координатора до монтёров пути и поваров, работали, не считаясь со временем. А потом было торжественное открытие, и начальник Московской железной дороги, взяв трубку телефона начала прошлого века, доложил министру путей сообщения о запуске объекта.

– 10 лет спустя я побывал на станции Ясная Поляна – Козлова Засека и увидел, что здесь бережно сохраняют то, что было сделано.

– Ваше начинание получило развитие. Сегодня только в Тульском регионе несколько таких музейных комплексов. Появились они и в других регионах МЖД.

– Я рад этому.

– Вы много сделали для импортозамещения. Вспомним, в частности, Демиховский машиностроительный завод, который в марте 2000 года, в вашу бытность начальником МЖД, посетил в то время и. о. Президента РФ Владимир Владимирович Путин. Это ведь была ваша идея – показать Путину, что в России созданы электропоезда нового поколения. Можно ли сейчас на полигоне столичной магистрали активизировать процесс импортозамещения в сфере железнодорожного транспорта?

– Как-то в Германии я был представлен тогдашнему канцлеру ФРГ Гельмуту Колю. Знаете, о чём он сразу же спросил меня? Когда ты будешь покупать наши вагоны! На Западе всегда лоббируют свою продукцию. Я не берусь говорить сегодня о том, что можно делать в сфере импортозамещения на полигоне МЖД. Вопрос надо изучать. Но то, что в России импортозамещение возможно – это не фантазии. Возьмём те же колёса для «Сапсана». Сего- дня их делают в Выксе. Даже американцы закупают эту продукцию. Сейчас в Выксе закладывают завод по производству труб большого диаметра, которые понадобятся при строительстве того же «Турецкого потока». Аналогичная история с тяжёлой путевой техникой. Сначала мы закупали её у австрийцев, а потом сами научились делать, в том числе и гидравлику.

– В 2015 году президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров назначил вас на должность своего советника. Как вы восприняли этот шаг Олега Валентиновича?

– У меня хорошие отношения с Олегом Валентиновичем Белозёровым. Особое место, конечно, занимают личные встречи, которые проходят не по расписанию, а потому что требуется обменяться мнениями, обсудить какой-то вопрос. Олег Валентинович хорошо понимает ответственность, которая возложена на него сейчас. Встречаясь с ним, я спокоен – дело в надёжных руках. Он – подготовленный человек. Не рубит с плеча, спокойно проводит свою линию на повышение имиджа компании. Делает это даже на своём примере. Олег Валентинович слушает меня с интересом. Чувствую, что у него есть стремление познать, как прежде решались в отрасли вопросы, каковы были результаты. Могу сказать, что в контакте с ним обогащаюсь и я.

У меня сохранились крепкие связи с бывшими и работающими ныне начальниками железных дорог, в том числе и с Владимиром Ильичом Молдавером. У меня по-прежнему большой круг людей, с которыми имеются хорошие отношения по многим вопросам, которые возникают в связи с постоянно меняющейся обстановкой в политике, экономике и, конечно же, в деятельности железных дорог. В том числе – с руководством Минтранса России и прежде всего с министром Максимом Юрьевичем Соколовым. Я имею ключ от кабинета в главном здании этого министерства, который оборудован средствами связи. Сюда я могу пригласить потенциальных собеседников. Уважительные дружеские контакты остались и с Олегом Николаевичем Сосковцом, Михаилом Ивановичем Барсуковым, Сергеем Вадимовичем Степашиным.

– Как советник президента ОАО «РЖД» вы владеете достоверной и оперативной информацией о деятельности компании…

– Оперативной информацией занимается дежурный аппарат и центр управления перевозочным процессом. Для руководителей высшего уровня важны знания стратегических вопросов развития отрасли, подготовки кадров, их социальной защищённости и, конечно же, в условиях затянувшихся реформ надо постоянно и объективно оценивать, насколько оправданы те или иные принятые решения с точки зрения их эффективности и готовности выхода отрасли на совершенно новые рубежи. Конечно, эти вопросы присутствуют в ходе наших бесед с Олегом Валентиновичем.

– Как на общем фоне выглядит полигон МЖД?

– Если взглянуть на карту сети железных дорог нашей страны, то можно безошибочно сказать, что столичная магистраль – сердце всей железнодорожной системы. Никому и никогда не позволено своими действиями и решениями снижать уровень его работы. Хотим мы того или нет, деятельность МЖД надо готовить под ещё большие объёмы пассажирских перевозок. Внедрение высокоскорост- ных поездов на существующих линиях всё больше сжимает нитки грузовых поездов. Значит, строительство специализированных линий под высоко- скоростные поезда – веление времени. И это – одна из главных задач, стоящих перед столичными железнодорожниками.

– Вы как-то сказали, что всегда выглядели старше своих лет. В апреле вам исполняется 80. Глядя на вас, этого не скажешь. В чём секрет вашей энергии, деловой активности?

– Ни одного дня я не был на больничном. Где бы ни работал. Отношу это к генам моих родителей, которые всю жизнь занимались физическим трудом. Естественно, каждый день, приходя из школы, я им помогал. И конечно, спорт. В школьные и студенческие годы это занятия физкультурой, игра в футбол, волейбол, баскетбол. А потом вплоть до сегодняшнего дня – теннис, плавание, велосипед в тёплое время года и велотренажёр зимой с ежедневной нагрузкой не менее 20–25 км. Кстати, в прошлом году я на велосипеде проехал 1850 км.

Примечание автора. В подтверждение сказанного Геннадий Матвеевич показал свой дневник, в который он каждый день записывает результаты измерения артериального давления и полученную за сутки нагрузку. Так что приведённые цифры взяты не с потолка. Не удержавшись, я заметила, что с такими показателями можно и в космос отправляться.

– И, конечно же, горные лыжи, которые у меня – спорт №1. Вот «сижу» на чемоданах с авиабилетом в Церматт – лыжную Мекку Швейцарских Альп на 10 лыжных дней. Только здесь 450 км лыжных спусков. А если погода лучше на другой стороне горы Маттерхорн, в итальянской Червинии, то «переваливаю» через Альпы туда.

Горными лыжами занимаюсь 20 лет. Первым инструктором оказалась женщина из Ленинграда, осевшая в Швейцарии. Помню, как, получив инструкции от неё, я самонадеянно решил, что готов спуститься самостоятельно. Но как только вышел на старт и посмотрел вниз, понял, что не могу оторвать ног от земли. Пришлось вновь обратиться к наставнице, которая применила весьма эффективный метод: начала спускаться, встав лицом к ученику. Что мне оставалось? И я сделал первый шаг… Сегодня для меня не существует проблемных спусков, в том числе и на «чёрных» трассах. Когда с высоты 3,5–4 км спустишься вниз, а после этого смотришь туда, откуда начал движение, то глазам своим не веришь.

– Появилось ли у вас в последние годы больше свободного времени? Как вы, Геннадий Матвеевич, проводите досуг? Бываете ли на выставках, в театрах? Что читаете?

– Кроме занятий спортом, люблю бывать в театре. Ежемесячно вместе с супругой, Любовью Евгеньевной, ездим в Санкт-Петербург. Там наши дочери, внуки. 31 декабря 2016 года всей семьёй посмотрели в Михайловском «Щелкунчика». Дома любим смотреть телепередачи «Романтика романса» и «Большая опера».

Недавно прочитал книгу, подаренную мне автором – Минтимером Шариповичем Шаймиевым. В Татарстане говорят, что Шаймиев – «враг ветхого жилья и ветхого ума». Как-то в мою бытность министром он пригласил меня в Казань. Встретил в аэропорту, где мы сели в вертолёт и с воздуха осмотрели столицу республики. Минтимер Шарипович показал ветхое жильё, в том числе и находящееся на балансе железной дороги, попросил меня профинансировать снос ведомственных построек. Всего тогда было снесено и взамен построено почти 49 тыс. благоустроенных квартир.

– Каков ваш «ближний круг»? Супруга, дети, внуки?

– И добавьте правнуки. Моему правнуку Васе пошёл шестой год. На днях прислали видео. Не верю своим глазам: под руководством хорошего инструктора Вася встал на лыжи. Так что в ближайшей перспективе у меня покататься вместе с ним. У нас большая семья из 12 человек. И кто бы где бы ни был, всегда сообщают нам с Любовью Евгеньевной, как прошёл день, что планируют на ближайшее будущее, каково здоровье.