Дорпрофжел
Загрузка ... Загрузка ...

«Молодец»-невидимка ("Гудок")

27.02.2018 | Дорпрофжел на ОЖД СМИ | Теги: , , | Автор: Олег Гельвиг

В открывшемся в прошлом году Музее железных дорог России есть уникальный военный экспонат. Грозное оружие холодной войны ещё двадцать лет назад было секретным объектом.

«Поезд-призрак», «самый опасный в мире поезд» – всё это о боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК) «Молодец».

Символические ключи от комплекса были переданы Музею Октябрьской дороги на День железнодорожника в августе 2006 года. До 2016 года комплекс стоял на путях Варшавской площадки музея ОЖД.

Считается, что никто в мире так и не смог повторить успех советского военно-промышленного комплекса, создавшего ядерный «ракетный поезд». Сейчас он стоит на открытой площадке нового музея. Шахта ракеты поднята строго вертикально в боевое положение.
«До появления БЖРК существовало несколько разных типов пусковых установок баллистических ракет: шахтные, на атомных подводных лодках и на колёсных шасси. Все они имели свои недостатки: расположение шахтных установок было хорошо известно вероятному противнику, колёсные шасси имели значительный вес, ограничивающий возможную территорию боевого дежурства, система слежения за подводными лодками осложняла их выход на позиции запуска ракет. А железнодорожные линии позволяли БЖРК перемещаться быстро и на значительные расстояния», – рассказывает старший научный сотрудник Музея железных дорог России Андрей Калёнов.

Комплекс был принят на вооружение в конце 1980-х. С виду он не отличался от обычных поездов. На снимке со спутника он выглядел как обычный поезд: три рефрижераторных и пассажирские вагоны. Однако всё это была маскировка. «Рефрижераторы» скрывали в себе стотонные межконтинентальные баллистические ракеты с десятком ядерных боеголовок на каждой. «Ракету укладывали в вагон, его крыша опускалась, и вагон с виду становился обычным рефрижераторным», – говорит Андрей Калёнов.

Но железнодорожники всё же могли заметить разницу. «Двери в вагонах фальшивые, дополнительные вентиляционные решётки, плюс сами вагоны восьмиосные, а обычные рефрижераторные вагоны имеют четыре оси», – пояснил Андрей Калёнов.

Всего по территории СССР курсировали 12 БЖРК, которые имели условное обозначение «поезд номер ноль». Каждый нёс в пусковых «рефрижераторах» по три ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец». Межконтинентальная ракета была рассчитана на то, чтобы доставить свой смертоносный груз на максимальную дальность 10 100 км. Каждая из ракет могла нести до 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения.

Неудивительно, что «живучести» БЖРК уделялось особое внимание. Боевые расчёты не покидали поезд с момента выхода комплекса за пределы базы и до его возвращения обратно. «Ракетный поезд» вообще прерывал всякие связи с окружающим миром. Полный запас продуктов и воды на весь маршрут загружался ещё на базе, и даже воздух поступал внутрь поезда только через фильтры.
«Главной задачей поезда было «оторваться» от спутниковых систем слежения противника и затеряться среди тысяч других. И ему это с успехом удавалось. БЖРК за день перемещался на 1000 км, а получив приказ, мог запустить свои ракеты в цель с любой точки маршрута. Для того чтобы определить на изображении со спутника местонахождение БЖРК, вероятному противнику требовалось около суток. За это время поезд уже находился очень далеко от места съёмки», – рассказывает заместитель директора Музея железных дорог России Павел Дунаев.

Получив во время учений приказ на запуск, «ядерный поезд» останавливался и через 20 минут был готов выпустить в цель межконтинентальную баллистическую ракету. При необходимости над поездом поднималась «железная рука». Это специальное устройство, отводящее в сторону контактную сеть. «Этот механизм замыкал на себя контактную сеть и отводил её в сторону, чтобы вышла шахта», – поясняет Андрей Калёнов. После запуска ракеты контактная сеть должна была оставаться в исправном состоянии и обеспечивать нормальное функционирование участка железной дороги.

Распашные крыши вагонов откидывались, и из них вертикально поднимались пусковые контейнеры с ракетами. Пусковое устройство сконструировано следующим образом: команда «Пуск!», и ракета выбрасывается из шахты на высоту 50 м пороховым аккумулятором давления. Импульсы коррекции уводят её чуть в сторону, а потом включается стартовый двигатель самой ракеты.

Необходимость отвода ракеты в сторону была вызвана требованием сохранить подвижной состав и объекты железнодорожной инфраструктуры.

В 1991 году «ракетные поезда» встали на прикол. Первые ограничения на свободу их передвижения были наложены договором СНВ-1, а затем Вашингтон и Москва обменялись односторонними мирными инициативами. Российская сторона взяла на себя обязательства, что БЖРК не будут удаляться далее чем на 20 км от места своего постоянного базирования в Пермской и Костромской областях и Красноярском крае. Последний «Молодец» снял погоны и ушёл с боевого дежурства в начале 2000-х.