Дорпрофжел
Загрузка ... Загрузка ...

«Одиноких» машинистов станет больше ("Сигнал", номер 20)

22.06.2018 | РОСПРОФЖЕЛ СМИ | Теги: , , | Автор: Олег Гельвиг

Почти одиннадцать тысяч машинистов ОАО «РЖД» могут перевести на работу в одно лицо. Об этом стало известно на Научно–техническом совете (НТС) компании, где обсуждались вопросы безопасности работы машинистов без помощников в грузовом движении. О том, что ждет локомотивщиков и какие проблемные вопросы поднимал на НТС профсоюз, рассказал заместитель председателя РОСПРОФ ЖЕЛ — главный технический инспектор труда Алексей Налетов.

— Алексей Анатольевич, понятно, что предлагаемое новшество даст возможность существенной экономии. Но в то же время оно повлечет за собой увеличение нагрузки на машиниста, оставшегося «один на один» с локомотивом, который тянет за собой шестьдесят, а то и сто вагонов.
— Идея перевести машинистов в грузовом движении на работу в одно лицо дополнена еще одним предложением: продлить рабочий день с семи до восьми часов. Об этом говорили на секции «Локомотивное хозяйство» НТС. Готовясь к нему, техническая инспекция профсоюза запросила мнения и предложения дорожных комитетов в связи с усилением нагрузки и психологической напряженности на машиниста. Обобщив их, профсоюз выработал позицию, в которой учтены многие факторы: требования к техническому состоянию локомотива, к обустройству кабины, к организации взаимодействия со смежными службами. Обсуждая возникающие в этой ситуации риски, говорили о профиле пути, который должен быть рассчитан для движения поезда, управляемого машинистом в одно лицо.
В этом случае, например, ночью в пути следования не должны попадаться перегоны с крутыми подъемами и резкими спусками. Ведь на подъеме или спуске при возникновении аварийной или другой нестандартной ситуации один человек, тем более ночью, не удержит состав. А это — огромный риск крушения и аварии.

— Да, но в нестандартной ситуации машинисту надо закрепить состав башмаками. А один он это сможет сделать?
— Этот вопрос мы задавали представителям работодателя. Они отмечают, что нормы физической нагрузки не нарушены. Но гораздо важнее психологическая напряженность и утомление, которые провоцируют развитие стресса.

— А что именно вызывает утомление? Ведь работодатель часто говорит, что в распоряжении машиниста всегда есть система автоведения поезда.
— Да в том–то и дело, что утомление вызывают факторы, отношения к ведению поезда, казалось бы, не имеющие. Это задержки поездов у закрытых сигналов, переотдых в оборотных депо, долгое ожидание при слишком раннем вызове на явку, нарушение суточного ритма и режима питания, наконец, ответственность. Между прочим, отсутствие поддержки помощника психологи тоже относят к факторам, провоцирующим развитие стресса.
В пассажирском движении, где машинисты уже работают в одно лицо, есть поездная бригада, которая не только знает, как правильно себя вести в нестандартной ситуации, но может и морально поддержать. А в грузовом движении машинист останется один на один с локомотивом. И это уже само по себе стрессовое состояние, которое опасно для здоровья, поскольку дает толчок развитию болезней, в том числе — хронических.

— А что говорят медики по поводу увеличения рабочего дня?
— Работодатель предложил после введения восьмичасового режима работы пригласить их для обследования машинистов. Профсоюз же настаивает на том, что сначала необходимо провести исследования состояния здоровья локомотивщиков, работающих без помощников при семичасовом режиме.
Потребуется проверить динамику работы сердца, центральной нервной системы, провести диагностику головного мозга на МРТ, взять анализы. Это позволит объективно оценить динамику состояния здоровья. Если будут положительные заключения — возможно обсуждать вопрос и об увеличении рабочего дня до восьми часов. А если нет — вряд ли можно будет говорить о продлении длительности поездки.
Кстати, профсоюз поддержал предложение медиков ввести «Паспорт здоровья машиниста», куда будут занесены данные о состоянии его здоровья, а также о реабилитации.

— Существующая система реабилитации и оздоровления машинистов не потребует некоего пересмотра?
— Возможно. Стрессовая нагрузка у машинистов, работающих в одно лицо, в два раза больше, чем у тех, кто ведет поезд бригадой, — это медицинский факт. Поэтому их здоровье требует особого внимания. Профсоюз предложил дирекции тяги разработать отдельную программу оздоровления для таких машинистов.
В компании определена категория работников, связанных с безопасностью движения, для которых действует особый порядок оздоровления в санаториях–профилакториях РЖД, дорожного и центрального подчинения. Но их количество увеличится, если мы хотим, чтобы машинисты, работающие в одно лицо чаще оздоравливались. Стало быть, необходимо увеличить и средства на эти цели, в бюджете Дирекции тяги обязательно должны быть заложены деньги. Придется увеличивать и количество семейных путевок, потому что локомотивщики, ведущие поезд без помощника, войдут в категорию работников, которым компания должна их предоставлять. Ведь полноценный отдых машинистов — залог не только здоровья и профессионального долголетия, но и безопасности движения поездов.

Ирина Павлова, «Сигнал» номер 20