Дорпрофжел
Загрузка ... Загрузка ...

Объединять и защищать

28.08.2018 | Дорпрофжел на ОЖД Санкт-Петербургский РО СМИ | Теги: , , , | Автор: Олег Гельвиг

Главная задача профсоюза – поддержание стабильного социального климата в трудовых коллективах. Интервью с Сергеем Ивановым, заместителем председателя Дорпрофжел на ОЖД, руководителем Санкт-Петербургского регионального отдела.

– Сергей Васильевич, самой обсуждаемой сегодня в стране социальной темой является законопроект, предлагающий увеличение пенсионного возраста. Какую позицию занимает железнодорожная профсоюзная организация? И каковы, на Ваш взгляд, пути решения данной проблемы?

– Очевидно, что закон сырой, не подготовленный. Как известно, РОСПРОФЖЕЛ входит в состав Федерации независимых профсоюзов России, и у нас есть целый пакет документов, которые, если закон всё-таки будет принят, необходимо будет учесть, чтобы сгладить последствия такого решения.

Не секрет, что простые работники против повышения пенсионного возраста. Есть люди, и их немало, которые хотят поработать подольше. Но выходить на работу они планируют, имея при этом приличную пенсию или достойную зарплату. Не мешает посмотреть на ситуацию и с другой стороны: каждый ли сотрудник может хорошо работать, перешагнув 63–65-летний рубеж?

Естественно, профсоюз на стороне работников. Вводить такой закон можно только в случае, если средняя продолжительность жизни в стране увеличится лет до 85. А пока она равна чуть ли не моменту выхода на пенсию, увеличивать рабочий возраст до 63–65 лет неуместно.

Все хотят пожить для себя и побыть немножко бабушками и дедушками. А как же мы станем нянчиться с внуками, если сами будем работать? И что делать при этом молодёжи? Откуда возьмутся свободные места, если на пенсию никто не уйдёт? Может имеет смысл сначала заняться «серыми» зарплатами, с которых государство не получает налоги?

Всё это живо сейчас обсуждается. Но мы не выводим людей на забастовки – это не наш метод, мы садимся за стол переговоров и там решаем проблемные вопросы.

Уже сейчас известно, что новый закон, даже если он и будет принят, затронет не всех граждан. Тот, кто заработал льготную пенсию, сотрудники так называемого «горячего цеха», отправятся отдыхать по-старому. В локомотивных или моторвагонных депо, например, таких работников чуть ли не 90 процентов. И там члены локомотивных бригад выходят на пенсию с 55 лет. А на некоторых предприя­тиях и женщины уходят на заслуженный отдых в 50 лет (например, если это «работа в пути»).

В Государственную думу было послано письмо от профсоюзов страны. Там есть и наше слово.

– В советские времена почти все граждане страны были членами профсоюза. За последние годы многое изменилось. Какой процент сотрудников Октябрьской железной дороги является членами профсоюза теперь?

– Сейчас в профсоюзе состоит 91,75 процента сотрудников Октябрьской дороги. Это, конечно, ни 100-процентный показатель, но максимально большая цифра по сравнению с другими организациями. В Санкт-Петербургском регионе дороги количество членов профсоюза достигает 25 тысяч человек, что составляет 93,4 процента.

– Какие преференции даёт своим членам железнодорожный профсоюз? Есть ли такие, которыми не может похвастаться больше никто в стране?

– В советские времена – все помнят: существовала такая зелёненькая книжечка, куда вклеивались марочки, свидетельствовавшие об уплате членских взносов. В «лихие 90-е» билет перестал существовать. Но многие помнили льготы, которые он давал, и хотели его вернуть. Сейчас профсоюзный билет – это пластиковая, электронная карточка. Кроме подтверждения членства, она также даёт возможность получать скидки до 5 процентов на некоторых АЗС, в магазинах, аптеках и т.д. На сайте Программы лояльности (rpz-card.ru), а также на сайте Дорпрофжел (dprof.info) есть список парт­нёров, участвующих в нашей программе – все могут посмотреть и, конечно, воспользоваться.

Если говорить об особых преференциях, то это Коллективный договор (КД), который заключается между ОАО «РЖД» и РОСПРОФЖЕЛ. Это гарант стабильности и социального партнёрства, на принципе которого строится работа всего железнодорожного профсоюза страны. В нём, например, мы сохраняем бесплатный железнодорожный купейный билет, не только для сотрудников, но и для неограниченного количества их несовершеннолетних детей. Билет в любой конец страны (туда и обратно), оплату топлива, возможность переквалификации и многое другое. Например, компенсирует затраты работников на занятие физической культурой и спортом, путёвки в детские лагеря и пансионаты. Профсоюз обеспечивает детей сотрудников билетами на ёлку и новогодними подарками, организует спортивные, культурно-массовые мероприятия и так далее. Но основная наша задача, конечно, – защита прав работников.

– Как она реализуется?

– В решении множества вопросов. Мы миллионами возвращаем людям деньги. Не смотрите на меня с таким удивлением. Это за год. Где-то не доплатили, где-то не так подсчитали, где-то схитрили – всякое бывает. У нас очень эффективно работают правовая и техническая инспекции труда профсоюза, да и сами работники обращаются к нам за помощью. И мы защищаем их права. Правда, с каждым годом возвращаем всё меньше и меньше. Но не потому, что мы стали хуже работать, а потому что количество нарушений идёт на убыль. И это тоже показатель нашей деятельности. Работодатель знает, что работников мы защищаем. Принцип «никто не обидит меня безнаказанно» – это и наш принцип. Мы полноправные парт­нёры. И к нашему мнению на дороге прислуши­ваются.

Да, безусловно, есть сокращения. Это неприятная сторона медали, с которой мы периодически сталкиваемся, следим, чтобы не было нарушений трудового законодательства.

В нашей работе неоценимую помощь оказывает общественный контроль – это уполномоченные по охране труда и общественные инспектора по безопасности движения поездов. В Новосокольниках, например, была смотровая яма, которой уже «сто лет» никто не пользовался. Она была не задействована в технологическом процессе и являлась травмоопасной. Уполномоченный по охране труда Вячеслав Кирюхин проявил должную инициативу и проблема была решена. Удовлетворённым голосом он сообщил в профком: «Всё! Яму закопали!» За активную работу он был поощрен и получил звание «Лучший уполномоченный по охране труда».

Система большая – сложно за всем уследить: здесь что-то недодали, здесь недоделали. Со стороны виднее. Для этого и существуют общественники, которые указывают на недостатки, помогают их устранять.

– В случае нарушения прав железнодорожников, какие рычаги воздействия на администрацию есть у Дорпрофжел?

– Рычаг один: и мы, и они работаем в правовом поле. Если видим, что закон выполняется не до конца, не молчим. Как говорит начальник Октябрьской железной дороги Владимир Николаевич Голоскоков: «Закон есть закон». Мы же партнёры – значит, работаем на один результат. И, как правило, нам удаётся добиться решения проблем.

– Общественные инспекторы оказываются в щекотливом положении: с одной стороны – они должны сообщать о недостатках, с другой – администрации это вполне может не понравиться. Как защищаете своих активистов?

– Здесь вступает в силу трудовой кодекс: его нельзя привлечь к взысканию без разрешения профсоюза. Во всех отделах кадров лежат списки, и все знают: это наши кадры – «глаза и уши» профсоюзной организации. Их нельзя не принять, нельзя не услышать.

– Какие поощрения используете?

– За хорошую работу мы вручаем людям путёвки и премии. Наши активисты ездят в Армению, Грузию, на Алтай. Лучших уполномоченных по охране труда собираем на семинарах, проходящих в Сочи – поездку и пребывание, опять же, оплачивает профсоюз. Что касается денежных поощрений, то первичная профсоюзная организация имеет право премировать сотрудника, приносящего пользу. Нет такого, что поощрили человека раз в три года и забыли. Заслужил – получи. Кроме того, мы представляем людей к наградам, в том числе и от ОАО «РЖД».

– Сколько примерно человек награждается ежегодно?

– Существуют квоты на награды. Ежегодно наград ОАО «РЖД», РОСПРОФЖЕЛ и Дорпрофжел удостаиваются более ста человек.

– Технические достижения всё активнее входят в нашу жизнь. Какие из них использует в своей работе Дорпрофжел?

– У профсоюза есть сайт, работают горячие телефонные линии. Мы всегда говорим: «Если вы чем-то недовольны, но не получили удовлетворения в своей первичной профсоюзной организации – звоните, пишите». Все заявления мы отрабатываем, контролируем. Кроме того, активно обучаем общественных инспекторов: рассказываем им об изменениях в законодательстве.

– Профсоюз всегда оказывал большую поддержку семьям, в том числе в сфере детского оздоровления. Но сейчас летний отдых заканчивается, пора подводить итоги. Что можете сказать о состоянии лагерей?

– Лагерю «Маяк», куда мы каждую смену отправляем 210 детей, этим летом исполнилось 50 лет. С прошлого года закреплена шефская помощь от подразделений. Уложено около 700 метров брусчатки, заменены столбы и плафоны освещения, оборудована спортивная площадка и качели. В предыдущие годы шефы перекрасили лагерь в красивые светлые тона. К следующему сезону начинается строительство футбольного стадиона с беговыми дорожками. Всё это благодаря администрации Санкт-Петербургского территориального управления и структурных подразделений региона и проф­союза.

– А какой процент железнодорожников участвуют в спортивных соревнованиях?

– Рекорд – из 65 подразделений 25 выставили свои команды. А значит, активность проявили более трети организаций. Бывает, на стадионе места не хватает для всех желающих: приходят сразу по 300–400 человек. Но мы очень рады, что люди неравнодушны к спорту – и активно поддерживаем наших спортсменов. Председатели на местах собирают команды, являются их идейными вдохновителями, если надо – обеспечивают питание на выездах. Есть подразделения, которые арендуют спортивные залы для сотрудников. Кто-то занимается волейболом, кто-то – футболом, кто-то – плаванием. Спортивная жизнь на дороге очень активна – и это замечательно. Это объединяет людей.