Дорпрофжел
Загрузка ... Загрузка ...

Уметь вовремя отказать ("Сигнал", номер 27)

10.08.2018 | Правовая инспекция труда РОСПРОФЖЕЛ СМИ | Теги: , , | Автор: Олег Гельвиг

В прошлом месяце РОСПРОФЖЕЛ провел проверку ремонтно–путевого комплекса. О ее результатах рассказывает заместитель председателя профсоюза — руководитель технической инспекции труда Алексей НАЛЕТОВ.

— Алексей Анатольевич, что послужило причиной проверки?

— Участившиеся за последнее время случаи производственного травматизма с летальным исходом, основными причинами которых стали грубые нарушения технологии производства работ, Правил технической эксплуатации железных дорог, дисциплины труда. Расследование случая травмирования двух работников путевого хозяйства, произошедшего 6 июля, показало системные недоработки — были нарушены почти все инструкции и требования охраны труда.

—  Сейчас уделяется много внимания вопросам охраны труда, в России принята концепция нулевого травматизма, к ней также присоединилась компания «РЖД». Почему, несмотря на профилактику травматизма, работники продолжают гибнуть на производстве?

— В том травматическом случае, который я привел в качестве примера, бригада не была укомплектована сигналистами, не была оформлена заявка на выдачу предупреждений машинистам поездов, да и руководитель работ отсутствовал. Ко всему выяснилось, что работники не прошли обучение для работы со специализированным инструментом.

После этого трагического случая РОСПРОФЖЕЛ провел более 400 про-верок. Анализируя их результат, можно сказать, что нарушений и сейчас допускается немало. Не всегда ограждается место ремонтных работ, бригады выходят на путь в неполном составе, без инструктажа, зачастую не хватает спецодежды и других средств индивидуальной защиты, а также инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей. Чтобы все привести в соответствие с инструкциями и требованиями охраны труда, не нужно больших денег. Да и есть они. По коллективному до говору средства на охрану труда выделяются и расходуются в полном объеме.

Основной причиной травматизма считается человеческий фактор. Но основная задача со стороны работодателя — создать для подчиненных соответствующие условия труда. Необходимо организовать производственный процесс так, чтобы у сотрудника и мысли не возникало рисковать здоровьем. Плюс бытовые помещения должны содержаться в образцовом порядке, а рабочие места — соответствовать санитарным нормам и правилам. Необходимо обеспечить выведение работников из опасных зон, сократить места с вредными условиями труда. Все эти мероприятия дают эффект.

Последний травматический случай, о котором я говорил выше, отразил весь набор возможных нарушений, которые выявили наши проверки. Бригаде сказали: надо идти работать, они и пошли, хотя понимали, что без сигналистов этого делать нельзя, ведь это нарушение технологии. К сожалению, своим правом отказаться от работы, когда не обеспечена защита, не воспользовались.

—  Такое право у них есть?

— Да, по договоренности профсоюза с компанией было принято, можно сказать, революционное решение. Ограждение места производства работ стало считаться неотъемлемой частью технологического процесса и относиться к средствам коллективной защиты (телеграфное указание ОАО «РЖД» от 09 марта 2017 года № 4157). То есть, если не обеспечена согласно всем требованиям охраны труда защита места производства работ, люди имеют право на путь не выходить.

К работодателю, нарушающему трудовое законодательство, со стороны профсоюзной организации должны быть применены соответствующие меры. К сожалению, прецедентов — отказов от работы — почти нет. За прошлый год — всего два случая. И то с натяжкой, когда путейцы не отказались, а просто проинформировали о нарушениях через уполномоченных по охране труда.

Профсоюзные проверки в июле выявили более 40 нарушений требований технологических карт по составности бригад (бригады не доукомплектованы на одного–двух человек), более 50 — по организации инструктажей и обучения. Но больше всего — почти сто случаев! — допущено нарушений при организации ограждения мест путевых работ, то есть самых опасных. Хорошо, если машинист успевает применить экстренное торможение, иначе беда, трагедия, гибель людей. Только в первом полугодии было 40 экстренных торможений, предотвративших наезды на работников, которые рисковали погибнуть, в лучшем случае — остаться инвалидами из–за нарушения технологии и инструкций.

— А что же уполномоченные по охране труда? Разве они не могут напомнить коллегам о праве прекращать работу, организованную с нарушениями?

— Они должны это сделать. Хотя… Люди боятся работу потерять, их активность не всегда правильно воспринимают. Работа уполномоченного трудная и неблагодарная в большинстве своем. Но при правильном понимании те, кого они предупреждают и кому советуют не мириться с нарушениями, должны им сказать спасибо. За то, что обошлись без травм, ожогов, за то, что вернулись домой живыми и здоровыми.

Поэтому и велика роль уполномоченных по охране труда. На всех дорогах идут их перевыборы. ЦК РОСПРОФЖЕЛ рекомендовал делать ставку на личные качества избираемого, а прежде, чем предлагать чью–то кандидатуру, — проанализировать результаты его работы за последние годы, чтобы выбрать наиболее квалифицированного, ответственного, авторитетного, неравнодушного и принципиального. При повышении эффективности работы уполномоченных по охране труда их количество в ОАО «РЖД» предполагается снизить с 25 тыс. до 15 тыс. человек.

—  Задачи их остаются прежними?

— Да, это глаза и уши профсоюза. Техническая инспекция труда не всегда сможет своевременно проверить отдаленные участки, где, например, маршруты служебного прохода в неудовлетворительном состоянии и можно получить травму. Или где–то туалета нет, или условия труда плохие. А уполномоченный увидит все и запишет в своем предложении, чтобы это было исправлено. И отчетность планируем организовать так, чтобы она проходила через электронную систему РЖД — КСОТ–П.

Одна из основных функций уполномоченного — работа с коллегами. Это сложно: не все хотят понимать, что работа на железной дороге связана с повышенной опасностью, смотрят на замечания как на придирки. Но такие разгильдяи, как правило, меняют свое отношение, когда видят, чем легкомысленное отношение к «мелочам» может обернуться. В этом смысле анонсы, специально смонтированные фильмы о допущенных нарушениях в области охраны труда, безопасности движения поездов дают прекрасный обучающий и психологический эффект. Есть у уполномоченных в арсенале ролики и фильмы и о том, что бывает, когда не ограждены путевые работы.

—  Вы сказали, что работа уполномоченного трудна и неблагодарна.

— Да. Поощрению и мотивации работы уполномоченных, как и общественных инспекторов по безопасности движения, необходимо уделять повышенное внимание. В коллективных договорах и соглашениях, локальных нормативных актах организаций рекомендуется предусматривать дополнительные виды поощрений уполномоченных — дополнительные социальные гарантии, материальные надбавки, премирование, предоставление дополнительных оплачиваемых дней к отпуску, другие виды материального и нематериального поощрения за активную общественную деятельность.

Сейчас вопрос мотивации уполномоченных также обсуждается в ОАО «РЖД». Со стороны профсоюза организованы различные виды поощрений, предоставляется право на первоочередное получение оздоровительных путевок для санаторно–курортного лечения, на включение в группы для участия в экскурсионных программах, организуются специальные мотивационные заезды, совмещенные с обучением. Проводимая совместная работа профсоюза и работодателя по повышению эффективности деятельности «общественников» в итоге обязательно даст положительный результат.

Ирина Павлова, "Сигнал" №27